КРИЗИС ОТЦОВСТВА

28 Фев 2019

Кризис отцовства. Актуальность данной темы подтверждается статистикой.

Количество неполных семей в России за последние годы возросло до 30%, сообщил уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов. По его словам, 6,2 млн. семей в стране являются неполными: в России насчитывается 5,6 млн. матерей одиночек и 634,5 тыс. одиноких отцов.

По данным Росстата, в 2016 году распалось более 60% союзов: было заключено всего 985тыс. браков и состоялось 608тыс. разводов.

Около трети, то есть 5 млн из 17 млн российских семей приходится на матерей– одиночек с детьми. Об этом сообщила уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова, передает «РИА Новости». По ее словам, в 600 тыс. семей воспитанием детей занимаются отцы-одиночки. Кузнецова отметила, что в России полных семей с детьми 11 млн 600 тыс.

Но и в полных семьях  с ролью отца тоже не все гладко.

Многие люди современного мира считают, что роль отца заключается в добывании средств на содержание семьи. «Папа устал, он отдыхает», «Папа занят, не тронь его» ― приблизительно такие слова слышат дети, когда «пристают» к близкому, родному человеку со своими «проблемами».

На самом деле ― это не проблемы. Это чувства малыша: его любовь, его нежность. Насколько важно ребенку живое общение с отцом, его присутствие и участие в жизни семьи?

Семья — главный институт воспитания

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.  Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей  не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Семья — это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью.

Специфические условия для воспитания складываются в неполной семье, где отсутствует один из родителей.

Мальчики острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.

Особенно заметна  разница в поведении мальчиков и девочек в семьях без отцов в первые годы жизни.

Двухлетние дети, живущие в таких семьях, менее самостоятельны, больше проявляют тревожность и агрессивность, чем дети, у которых были отцы.

 Роль ОТЦА в жизни ребенка

  • Папа – это Закон. Воплощение социума внутри семьи.
  • Мама учит ребенка жить в доме, а Отец помогает выйти в Мир.
  • Отец несет ответственность за эмоциональную независимость ребенка ( мать – эмоциональные привязанности).

Позитивные отношения с отцом связаны с :

  • Эмоциональной уравновешенностью;
  • Оптимизмом;
  • Высоким самоконтролем;
  • Хорошим пониманием социальных норм;
  • Успешным овладением нормами социальной среды.

Чем больше в детстве тактильных контактов с отцом – тем активнее жизненная позиция.

Отцовское мнение – основа самооценки ребенка

Отец передает опыт общения с мужским полом.

Снижение роли ОТЦА в жизни ребенка приводит к снижению социальной активности.

Ребенок становится неуверенным, зажатым, тревожным, если отец не поддерживает дисциплину, не ставит определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие, не показывает ребенку, как осваивать и взаимодействовать с окружающей средой.

Снижение роли ОТЦА в жизни ребенка приводит к снижению интеллектуального развития.

Страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных, если отец не играет с ребенком, помогая ему в освоении собственного тела и внешнего пространства.

Отмечено, что чем чаще  дети бывают с отцом, тем лучше они учатся.

Снижение роли ОТЦА в жизни ребенка приводит к деформациям личности ребенка

Формирование избыточной, патологической привязанности к матери бывает в семье, где отец отстранен от ребенка и реализация всех функций возлагается на мать.

Снижение роли ОТЦА в жизни ребенка приводит к нарушению полоролевой идентификации

  • Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт женственности у девочки
  • Отец в своем поведении должен демонстрировать такие черты , как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость.
  • Именно с отцом она будет сравнивать поведение друзей, жениха и мужа.

РОЛЬ ПАПЫ И МАМЫ В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКА

  • Папа – образ мужчины, которым должен стать мальчик
  • Мама – образ женщины в жизни мальчика

РОЛЬ ПАПЫ И МАМЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧКИ

  • Мама- образ женщины, которой должна стать девочка в будущем
  • Папа — образ мужчины в жизни девочки

Девочки и мальчики играют по-разному.

Девочкам нужно мало пространства, задействовано ближнее зрение, тактильная чувствительность. Им достаточно объяснить что сделать и нужна им  общая оценка.

А мальчикам для игры нужно больше пространства. У них восприятие предметов на удалении, им надо показать, как сделать и ругать их нужно конкретно за что то.

Воспитание мальчиков и девочек, естественно, тоже отличается:

Мальчику необходимо давать больше самостоятельности. Им требуется высокая оценка их деятельности, они должны научиться испытывать радость от достижения. Мальчикам важн одобрение и мотивация. Им надо оказывать поддержку. Им необходима оценка их поступков. Они нуждаются в доверии.

А вот девочке при воспитании важно понимание и принятие чувств. Они больше нуждаются в восхищении и любви. Они воспитываться должны в одобрении и помощи, получении поддержке. Им важна общая оценка и забота.

 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ:

 АТМОСФЕРА АЛЬТРУИЗМА — общий гуманный строй духовно-душевной жизни семьи, выражающийся во взаимной заботе и привязанности, активной взаимопомощи, сочувствии, внимании и сопереживании друг другу; в готовности пожертвовать, интересами ради ближнего и слабого; в испытании чувства удовлетворения от забот о ближнем, от добрых дел ради другого;

является духовно-нравственным механизмом эмоциональной защиты и роста личности ребенка, повышает уверенность ребенка в себя и своей ценности;

создает индивидуальный опыт гуманных отношений с окружающим миром, открывает путь к деликатности, тонкости, сострадательному пониманию, выполнению обязательств, взаимному самопожертвованию.

БЕЗОПАСНОСТЬ — базируется на озабоченности родителей охраной и защитой физического, психического, эмоционально-нравственного и социального здоровья ребенка, проявляется в ограждения ребенка от ущербных действий окружающего мира:

включает систему  упорядоченных эмоциональных контактов с ребенком, режим экологически чистого питания, обучение осторожному самостоятельному обращению с предметами, ответственному отношению к окружающему миру;

воспитывает  самосохранное поведение, защиту ребенка от эмоциональных перегрузок;

охраняет от развития у ребенка чувства тревожности, недоверия к окружающим, от комплексов неполноценности и незащищенности, помогает успешно осваивать и исследовать окружающий мир, спокойно и творчески взаимодействовать с окружающими;

гарантирует в отрочестве чувство уверенности, самоуважения и собственного достоинства, гармоничность и самостоятельность действий при самореализации подростка , его активный поиск себя, экспериментирование в разных социальных ролях.

ЕДИНСТВО — исходит из установки родителей о целостном и органичном развитии физических и психических свойств ребенка, о согласовании мыслей, чувств и поведения.

Проявляется в объединении ценностей и целей родителей в воспитании и развитии ребенка,  в сочетании требований взрослых с детскими усилиями; в согласованном исполнение родительских ролей матери и отца, в единстве слова и дела, в объединение и координации усилий семьи и школы в поддержке, своевременной помощи в становлении личности ребенка;

Включает упорядоченный ритм физической, бытовой, практико-трудовой, нравственно-коммуникативной, познавательной, исполнительской и творческой деятельности ребенка в семье;

Строится на сочетании прав и обязанностей, свободы и ответственности ребенка, поиске созвучия индивидуальных и коллективных ценностей, целей и реализации задач самой растущей личностью, как в семье, так и вне дома;

Способствует успешной интеграции детской индивидуальности в социум, гармоничной самореализации в окружающем мире, развивает гуманистическую потребность личности жить для себя и одновременно жить рядом с другими.

 Психологический климат семьи

Составляющие психологического климата:

  • умение и желание понимать другого,
  • удовлетворять его потребность в равенстве,
  • подтверждать представления друг друга о семейных ролях.
  • Психологический климат проявляется преобладающими в ней отношениями:
  • восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое
  • тревожное, холодное, враждебное, подавленное.

ПРИ   БЛАГОПРИЯТНОМ  СЕМЕЙНОМ   МИКРОКЛИМАТЕ

каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным.

Для благоприятной атмосферы в семье, нужны УМЕНИЯ:

  1. «Держать улыбку» потому что именно лицо — визитная карточка любого человека.
  2. Обращать внимание на других — от знания каждым своих домашних зависит счастье семьи.
  3. Слушать, что говорят другие — ибо с глухими разговаривать трудно.
  4. Говорить «нет», не обижая .В семье тоже нужна дипломатия .
  5. Не вступать в конфликты , ведь лучший способ выйти из конфликта — это не вступать в него.
  6. Ободрять других , потому что оптимистам легче жить .
  7. Делать комплименты , т.к. известно, что женщины любят ухом, но даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть.

КОНФЛИКТЫ  НЕ  СТРАШНЫ ДЛЯ СУПРУЖЕСТВА

  • если в них не попирается достоинство,
  • если супруги способны проявить добрую волю к примирению,
  • взглянуть на себя со стороны,
  • вовремя остановиться,
  • быть снисходительными,
  • терпимыми и самокритичными,
  • способными к проявлению чувства юмора.

Счастье мальчиков и девочек может быть проявлено только в полноценной семье, где каждый выполняет свою собственную функцию,  так как заложено природой!

  • Чтобы воспитать настоящую женщину папам нужно научиться видеть в ней настоящую женщину рядом с собой
  • Чтобы воспитать настоящего мужчину, станьте им прежде всего сами.

«Золотые Правила»  воспитателя

  • Если ты не владеешь своими эмоциями, они владеют тобой
  • Если не знаешь, что делать, остановись – не делай ничего.
  • Оценивай поступок, а не личность.

Нажмите, пожалуйста, на кнопки и порекомендуйте статью друзьям!

Ваш отзыв

  • КНИГА В ПОДАРОК!

    Ссылку на книгу Вы получите на Ваш e-mail адрес

    Никакого спама, гарантируем!

© 2019 - Блог Оксаны Сидоровой