Обеспечение условий повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей

20 Янв 2018

 

Важнейшим институтом социализации личности выступает семья, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретённые в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, её народам, историческому и культурному наследию.

Партнёрство семьи и образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Приоритетная роль семьи в социализации ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия школы с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию школьника». Именно в этом я вижу смысл работы по социализации детей.

Основными формами моей деятельности в этом направлении является работа с родителями, начиная с подготовки к школе. И уже на этом этапе начинают проявляться мифы, завышенные ожидания, собственные страхи и другие ограничения , мешающие социализации ребенка. Но взрослых расположить к общению не просто…

Обучение взрослых отличается от обучения детей. Здесь  в основе образования взрослых  лежит наука андрогогика. Взрослому мало дать информацию, эта информация должна оцениваться им как нужная, полезная, имеющая применение в его жизни и сразу найти применение. Взрослый не будет просто сидеть и слушать, ему важно высказать свое мнение, быть услышанным и  получить  подтверждение правильности собственной позиции, убедиться в собственной компетентности.

На занятиях по подготовке к школе  мы обсуждаем не только уровень готовности к школе и психологическое развитие детей, но и  как и из чего складывается социализация ребенка в коллективе. И моей задачей является показать и привести неопровержимые доказательства, что социализация ребенка  полностью формируется (или ломается) в семье. Думаю, что и снижение родительской  посещаемости к концу курса , результат осознания, что начинать воспитание необходимо с себя. Не каждому это приятно осознавать.

Но 25 % родителей по завершению курса по подготовке к школе высказывают желание и готовность , продолжать встречи для обсуждения психологических секретов развития и социализации детей, секретов бесконфликтного общения, в том числе и в период кризисов.

Так мы встречаемся в клубе Заинтересованных родителей. Формы встреч были разными.  Были встречи совместные с детьми и родителями, были конкурсы. Приглашала детского невролога, гинеколога. Сейчас по заказу родителей планируется встреча по пубертатному периоду развития. Как общаться с ребенком в этот период, как его понять, как помочь ему гармонично социализироваться .Актуальные вопросы поднимают сами родители и моя задача помочь найти ответы. Априори считая, что рядом с детьми будет находиться педагог- профессионал!

В структуре деятельности по повышению уровня психолого-педагогической поддержки в социализации детей мы выделяем следующие компоненты:

1) информационный, который включает в себя психолого-педагогические знания в сфере учебно-воспитательной деятельности и социально-профессионального взаимодействия; Эти знания я стараюсь донести до родителей на индивидуальных, групповых консультациях, на сайте, на информационном стенде.

2) технологический, который включает в себя психолого-педагогические умения и навыки, этическое поведение в конфликтных ситуациях в социальной, коммуникативной и педагогической сфере ; это тренинговый компонент, который возможен только на занятиях в группе или на клубе.

3) личностно-регулятивный, который включает в себя совокупность личностных важных свойств и качеств человека в основных сферах индивидуальности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой). Это то как мы профессионалы ведем себя рядом с детьми, в конфликтных ситуациях. И от нас с вами ждут профессионализма, компетентности. И если дома, с подружками, в личных разговорах мы можем себе позволить крикнуть, обидеться, обсудить, оценить кого-то.. то  профессия нам этого права не дает.

Безоценочность, принятие, сдержанность, такт, умение конструктивно разрешать конфликты — это наша педагогическая компетентность. Только при этом условии, мы можем и от родителей и от детей ожидать  успешной социализации и бесконфликтного общения.

 

 


Нажмите, пожалуйста, на кнопки и порекомендуйте статью друзьям!

Ваш отзыв

  • КНИГА В ПОДАРОК!

    Ссылку на книгу Вы получите на Ваш e-mail адрес

    Никакого спама, гарантируем!

© 2018 - Блог Оксаны Сидоровой