Профилактика зависимостей

21 Дек 2017


Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера.  Зависимость может быть от людей, вещей и химических препаратов (куда входят алкоголь, наркотики, никотин, еда, лекарственные препараты и др.), внешних по отношению к человеку, которые применяются, чтобы не чувствовать душевной или физической боли.

Человек с зависимостями уже по своему определению не может чувствовать себя свободным  и независимым..

Механизм формирования зависимости имеет 3 базовых компонента и может быть запущен любым из них

  1. Личностное своеобразие

Первый компонент связан с переживанием себя, собственной уникальности, с формированием Я-концепции, которое может быть нарушено в детстве или отрочестве в результате травмирующих воздействий (семья, школа, другие). У детей, которые долго находятся в травмирующей ситуации, которую нельзя избежать, формируется привычка диссоциироваться от своего тела, чтобы не чувствовать физическую или душевную боль. Определяющим здесь является стремление выжить, обеспечить свою сохранность. Такими стрессовыми условиями могут быть безразличие родителей или физическое насилие с их стороны, длительные болезни, постоянные уничижающие оценки и т.п. Привычка диссоциироваться может сопровождаться интенсивным процессом познания себя, что требует саморефлексии. Поэтому подростки являются группой риска по отношению к любого вида зависимостям.

  1. Экзистенциальная изоляция

Второй компонент связан со стремлением каждого человека к тому, чтобы разделять свой мир с другими, иметь отношения любви и дружбы, быть вместе с кем-то. “Я“ уникальным и “другими“, который существует даже при очень доверительных и глубоких межличностных отношениях. Первое познание того, что человек одинок по своей природе, болезненно и травмирующее. И довольно распространенной попыткой избежать этого является слияние, растворение в другом. Это слияние рассеивает тревогу самым радикальным образом – уничтожая самосознание. В этой ситуации человек полностью передает контроль над своей жизнью другому. Тогда человек начинает зависеть от поведения и информации, которую ему дает партнер или группа. Это значит, что он не может иметь настоящих отношений с людьми. Его жизнь становится проигрыванием ролей и правил, и то, что испытывает этот человек – это ощущение потери, одиночество, изоляцию. Он начинает искать, что могло бы заполнить эту пустоту, этот недостаток самости. И часто это может быть алкоголь, наркотик и даже еда. Диссоциация по типу слияния может быть результатом страха утраты родительской любви, особенно если ребенка “любят“ только за какие-то достижения, а в остальных случаях – унижают, отвергают, бьют и т.д.

  1. Внутреннее ощущение времени

В связи с проблематикой зависимости важны 2 момента: проживание жизни во времени или вне времени, а также, наличие временной перспективы. Маленький ребенок нуждается в прикосновениях. Это дает ему чувство безопасности и ощущение настоящего момента. Если родители мало прикасаются к ребенку, это приводит к потере ощущения тела, отстраняет ребенка от времени, что формирует зависимый тип поведения. Таким образом, чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок нуждается в предсказуемости событий. Для подростков и для взрослых людей отсутствие предсказуемого будущего равнозначно отсутствию смысла жизни. Это вынуждает их либо передавать смыслообразующую функцию кому-то другому, более могущественному (например, государству, Богу, звездам и т.п.), либо строить жизнь по принципу “должен, обязан“. Это углубляет диссоциацию и помещает жизнь вне времени. Чтобы чувствовать контроль над собственной жизнью, они формируют у себя привычки, ритуального, ритмичного характера.

Итак, диссоциация делает человека зависимым от внешних обстоятельств или других людей, передает контроль и ответственность за собственную жизнь вовне. Он перестает удовлетворять свои собственные потребности и отчуждает их, лишая себя уникальности. Он не заботится о своем собственном будущем, а полагается на других.

Поэтому, основное направление работы должно состоять в том, чтобы вернуть человеку целостное переживание себя, дать возможность испытать интенсивность отношений с другими людьми. Только после этого становится возможной индивидуализация и активная позиция по отношению к миру.

Способы профилактики зависимого поведения

  1. Подход основанный на распространении информации о наркотиках. Считается эффективным, в следствии того, что повышение уровня информатицазии о теме зависимостей и их опасностей может оказать профилактический эффект.
  2. Аффективное обучение. Развитие распознавания и управления своими эмоциями. Повышение самооценки, помощь в преодолении диссоциации, способность справляться со стрессом.
  3. Подход основанный на роли социальных факторов. Основан на собственных и чужих примерах из жизни.
  4. Подход, основанный на альтернативе зависимости.
  5. Подход, основанный на укреплении здоровья.
  6. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.
  7. Интегративный подход, комбинирование различных техник и подходов.

Необходимые условия, для проведения профилактической работы:

  1. Наличие теоретических знаний, изменение представления о вреде зависимостей, не гарантируют результата.
  2. Хорошо подготовленные учителя, социальные педагоги, психологи, более эффективны чем приглашенные специалисты или родители.
  3. Избегать тактики сенсационности и запугивания, так как процесс либо встречается недоверием и желанием перепроверить эту информацию.
  4. Представление честных плюсов и минусов зависимого поведения, что избавит от однобокого и некорректного представления о проблеме, а также разочарования.
  5. Личное активное участие эффективно, пассивное участие не эффективно.
  6. Регулярность.
  7. Социальные тренинги.
  8. Поддержка.

Работа по профилактике нужна и важна, но заниматься этим нам приходится между срочными образовательными, воспитательными и иными… мероприятиями. Остается основной профилактический прием — собственная свобода от зависимостей !

Тогда и детям проще будет разобраться со своей свободой от зависимостей.


Нажмите, пожалуйста, на кнопки и порекомендуйте статью друзьям!

Ваш отзыв

  • КНИГА В ПОДАРОК!

    Ссылку на книгу Вы получите на Ваш e-mail адрес

    Никакого спама, гарантируем!

© 2018 - Блог Оксаны Сидоровой