Ресурсы в работе педагога психолога в свете современных подходов

23 Ноя 2018

В нашей школе 22 ноября проходило заседание Районного методического объединения. Темой заседания было «Ресурсы в работе психолога».

Размещаю здесь полный текст своего доклада, как для ознакомления, так и для работы коллегам. 

  1. Ответьте на вопросы: Что для вас ресурс?

Как вы ощущаете достаток или недостаток ресурса?

Как восполняете? Как расходуете?

Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности:

1) выживание

2) физический комфорт,

3) безопасность

4) вовлеченность в социум

5) уважение со стороны социума

6) самореализацию в социуме.

Личностный ресурс — наличие сил и внутренняя готовность к решению поставленных задач.

Ресурсы: время, деньги, здоровье, энергия (физическая, эмоциональная, умственная и духовная.

Вопросы восполнения энергии хорошо прописали  Джим Лоэр и  Тони Шварц в своей книге  «Жизнь на полной мощности. Управление энергией – ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью».

Вот основные  принципы:

Принцип № 1

Полная мощность требует подключения четырех взаимосвязанных источников энергии: физической, эмоциональной, умственной и духовной.

Физическая энергия «дрова для костра» (дыхание, питание, тренировки)

Эмоциональная энергия «превращение угрозы в вызов». Чтобы работать на высшем уровне эффективности, мы должны испытывать положительные эмоции: радость, вызов, приключение и возможности.

Умственная энергия «Концентрация внимания и реалистичный оптимизм» нагружать мозг.

Духовная энергия «Зачем мы живем» Подключение к глубинным ценностям Главные поддерживающие духовные «мускулы» – это энтузиазм, обязательность, цельность и честность.

Важно взглянуть правде в глаза и ответить на вопрос: как мы управляем энергией сейчас? Перестать обманывать себя не сливать энергию

Признание имеющихся ограничений снижает наше оборонительное поведение и увеличивает количество доступной нам положительной энергии.

 

Принцип № 2

Поскольку наши энергетические возможности уменьшаются как при избыточном, так и при недостаточном использовании энергии, мы должны поддерживать баланс между расходованием энергии и ее накоплением.

Принцип № 3

Чтобы увеличить емкость своих резервов энергии, мы должны выходить за пределы обычных норм ее расходования, то есть тренироваться так же системно, как это делают лучшие спортсмены.

Принцип № 4

Ритуалы, связанные с положительной энергией – то есть точные процедуры управления энергией, – и являются ключом к достижению полной мощности и постоянной высокой эффективности. – Чем больше давление на нас и чем больший вызов нам брошен, тем более строгими должны быть ритуалы.

 

Андрей Парабеллум ( успешный бизнесмен, рекордсмен Книги Рекордов Гиннеса. бизнес-тренер, писатель)  дает совет о том, что  ему энергию добавляет -разгоняет:

  1. Вспомнить чем я занималась, когда было много энергии. Воспоминание пикового состояния уже разгоняет.
  2. Разгоняться музыкой
  3. Учитывать биологические ритмы у совы первый пик активности обед и вечер, у жаворонка утро или после второй еды (уточнить)
  4. Химический способ : испугаться или кофе , но будет откат и резкий.
  5. Спорт на природе.
  6. Послушать того, кто меня «разгоняет» можно утром или когда в упадке.
  7. Общение с людьми более заряженными чем я.
  8. В пиковое время делать пиковые вещи

 

Отсутствие ресурсов мы часто воспринимаем как лень. И начинаем с ней бороться. НО по мнению Ильдара  Зинурова (коуч, яркий и самобытный психолог, писатель-публицист, исследователь и предприниматель):-  лень полезна, она оберегает и механизм лени встроен именно для того, чтобы предупредить, сказать, сигнализировать об неэффективности или опасности.

Лень — это защитный механизм.

Причины лени:

  1. Страх
  2. Действие не актуально
  3. Нет сил, здоровья на это действие
  4. Негативный опыт от типичного действия
  5. Существуют скрытые выгоды (надо разбираться)
  6. Нет еще готовности к выполнению этого действия

Проявления, сценарии поведения при лени.

  • Делаем что угодно, только не то что нужно
  • Переубеждаем , выстраиваем « логику» почему не делаем.

Лень во благо! Самый эффективный путь  работы с ленью —  воспринимать лень как сигнал.

Приемы

  • Не делать! Техника « неделания» — стоя или сидя ничего не делать. Только не спать!
  • Работа с мотивацией:
  1. Позитивная мотивация -простые , легкие шаги

— поддержка других людей

-светлая мечта,

-« подарок» награждение себя за малейший успех.

  1. Негативная мотивация- взять себя на « слабо»

— система штрафом для себя материальных или неприятных  дел

— заявить окружающим о свой цели (стыдно отступать)

« пугать» себя.

  1. Реорганизация жизни и перестройка своих привычек
  2. Принять осознанность и помочь себе техниками, поменять свое отношение к жизни.

 

Вопрос: Как связаны ресурсы и кризис?

Кризис  сложно преодолеть, если находишься не в ресурсном состоянии, но :

Сам кризис и есть ресурс т.к.:

  • Оказавшись в кризисе, мы погружаемся в «здесь-и-сейчас», перестаем жить будущими прожектами и в иллюзиях.
  • трезво осознаем свое истинное положение, свои старты, ресурсы и возможности.
  • действуем, используя себя и окружающий мир наиболее эффективно тем самым, расширяем свои возможности
  • Точка кризиса — это рождение сверхновой возможности выйти за свои границы.
  • Но если мы видим в кризисе препятствие и принимаем его за непреодолимое препятствие,  мы никогда не выходим на другой уровень.  «Танцуем на граблях»

 

Упражнение : «Инвентаризация ресурсов»

Проведите инвентаризацию своих ресурсов,  анализируя  удовлетворенность различными сферами своей жизни. Сфер может быть разное количество.

У меня не слайде собственный пример, где 12 сфер:  дом,  друзья, финансы, развлечения, здоровье, внутренняя гармония, окружение, карьера, отдых, творчество, духовное развитие.

Теперь, опираясь на степень удовлетворенности каждой сферой, подумайте, что вам хотелось бы сохранить, от чего избавиться, что получить в каждой из сфер. Цель приблизиться к своему идеально- желаемому состоянию, когда все сферы удовлетворяют на 100%.  Заполните таблицу.

Какие ощущения? Как вы оцениваете свои ресурсы , глядя на эту таблицу?

Ресурсное состояние  созвучно состоянию, когда мы наслаждаемся жизнью. А для этого стоит:

  • Замедлить бег
  • Открыться красоте
  • Видеть смешное
  • Прикасаться к другому
  • Смаковать вкус
  • Прислушаться к себе

 

Упражнение «Замок моей Души»

Нарисовать замок с шестью башнями и подписать каждую из них.

  1. Умею делать лучше всего
  2. Самый большой успех в моей жизни
  3. Место душевного отдыха
  4. Три человека повлиявшие на меня
  5. Три слова( фразы) которые я хочу услышать
  6. Как провела бы год, если бы это был последний год в моей жизни.

 

Все возможно, если человек активировал свои ресурсы.

И тогда запомни правило трех Н-

НЕТ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО

 

Выводы. Обратная связь.


Нажмите, пожалуйста, на кнопки и порекомендуйте статью друзьям!

Ваш отзыв

  • КНИГА В ПОДАРОК!

    Ссылку на книгу Вы получите на Ваш e-mail адрес

    Никакого спама, гарантируем!

© 2018 - Блог Оксаны Сидоровой