Советы родителям выпускников

04 Мар 2016

советы родителям выпускниковНаступает  очень сложный и ответственный  экзаменационный период, А это испытания для детей на психологическую устойчивость, способность  уметь их грамотно предъявлять приобретенные, накопленные знания.

Все это происходит в условиях бурных физиологических, психологических и социальных перемен в организме и личности подростка. Когда  они нуждаются в поддержке: в объяснении, информировании, содействии в формировании самооценки.

 

Экзаменационный стресс в психологии  рассматривается, как фрустрационный стресс.

Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается разочарованиями, раздражением, тревогой, отчаянием. Высокий уровень фрустрации. приводит к дезорганизации и снижению эффективности, что в ситуации экзамена крайне негативно!

Фрустрация у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие.

Стратегии преодоления фрустрации формируются в течение жизни. Как мы преодолеваем жизненные препятствия, какие существуют паттерны поведения, способы преодоления препятствия, поступки в стрессовых ситуациях.

Возникновение фрустраций и способы их преодоления зависит от особенностей личности и темперамента.

Так  сангвиник даже на экзамене  постарается отшутиться, создаст у приемной комиссии ощущение балагана и несерьезного отношения к  ситуации, а флегматик настойчиво будет доказывать вам  собственные, может даже абсурдные умозаключения.

Им достался сильный тип нервной системы, которая может им помочь в экзаменационной ситуации. А вот меланхолику и холерику со слабым типом нервной системы в ситуации фрустрации больше свойственны  глубокие переживания даже незначительной неудачи или бурные эмоциональные вспышки.

К счастью,  представителей чистых темпераментов у нас не так много. И  характер это не только проявления темперамента, но и других  качеств и свойств личности.

Помочь преодолеть ситуацию фрустрации в виде экзамена поможет подростку его резервная часть личности и наша с вами поддержка.

Психологическая поддержка – это процесс:

— в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

— который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

— который помогает избежать ошибок;

— который поддерживает ребенка при неудачах.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослый говорит или показывает  ребенку, что верит в его силы и способности.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. И тогда ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так пусть меня считают плохим»

Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • Забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не ошибкам.

 

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

— зная тебя, я уверен, что сделаешь хорошо.

— Ты делаешь это очень хорошо.

— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

— Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

 

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность.  Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда мы выражаем удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжить дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя. Поддерживать можно посредством:

  • Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай);
  • высказываний (Я горжусь тобой, мне нравится, как ты работаешь, это действительно прогресс, спасибо, все идет прекрасно, я рад, что ты участвовал в  этом, хотя получилось вовсе не так как ты ожидал.)
  • Прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять ребенка).
  • Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех)

 

В экзаменационной ситуации  важно показать ребенку, что понимаем его мысли и чувства. Помните, что вы можете и не согласиться с ребенком, но вы в силах принять его чувства. Это так называемое «рефлексивное слушание».

Рефлексивное слушание является важным навыком общения. В этом случае взрослые, используя тщательно подобранные слова и тон смогут понять сообщение ребенка как можно точнее.

Вот несколько советов по рефлексивному слушанию:

 

  1.  Переспросить, правильно ли вы его поняли — лучше, чем оставаться в собственных иллюзиях или страхах.
  2. Смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но не сверлите его взглядом.
  3. Используйте язык жестов. Предпочтительно сохранять свободные и естественные позы
  4. Используйте слова и реплики, стимулирующие продолжать рассказ и помогающие ему уяснить сказанное.
  5. Дайте ребенку обратную связь, позволяющая ребенку узнать вашу интерпретацию того, что он сказал.
  6. Поделитесь с ребенком своими чувствами

 


Нажмите, пожалуйста, на кнопки и порекомендуйте статью друзьям!

Ваш отзыв

  • КНИГА В ПОДАРОК!

    Ссылку на книгу Вы получите на Ваш e-mail адрес

    Никакого спама, гарантируем!

© 2018 - Блог Оксаны Сидоровой