Воспитание ответственности

25 Апр 2017

воспитание ответственностиВо втором  классе мальчишки играя, толкнули друг друга. У одного из детей подозрение на сотрясение мозга. Родительское собрание собирает классный руководитель. Зовут и психолога для усиления воздействия и  «умных рекомендаций».

По-моему, типичная ситуация для обычной школы, для обычных детей любого возраста… раньше только психологов не было в каждой школе.

Типичность ситуации не упрощает задачи.

Что делать учителю?

Что делать родителям?

Что можно сделать, чтобы больше такого не случилось?

Какие рекомендации дать всем участникам собрания?

Целый клубок вопросов…

Где ниточка, потянув за которую можно  распутать этот клубок вопросов?

Каждый психолог(педагог) увидит свою нить, свою тропинку, чтобы выйти из ситуации максимально выиграв или уж точно не проиграв..

А психологу придется на одном собрании провести

  • и диагностическую работу (уточнив позиции родителей и восприятие ситуации каждым)
  • и коррекционную работу (максимально снять напряжение ,ответить на вопросы , разрешить  неудовлетворенность)
  • и профилактическую работу провести (чтобы не повторилось )
  • и просветительскую часть не упустить ( раскрыть секреты общения и воспитания ответственности) ..

Но это только после собрания все разложится по полочкам, когда родители  уйдут. А пока смотрю им в глаза, вижу и страх за детей, и за свою родительскую оценку и кучу вопросов.

Я сегодня сделала ставку на воспитание ответственности.

Кто может ответить за поведение ребенка на перемене, кроме самого ребенка?

Если мы и вызываем родителей в школу, как законных представителей своих детей. Этот шаг говорит только о том, что родителям не удалось научить детей отвечать за свои руки и ноги, контролировать свои поступки и язык.

Но почему то сегодня о воспитании ответственности родителям слушать не хотелось. Не видели они связи  со случившимся событием.  Защищая собственных детей и их право играть, родителя готовы были выслушать «факты конкретно про собственного ребенка». И тогда принять с ним соответствующие меры. Тем самым взять на себя ответственности и карательные функции.

Наказание не воспитывает!

Нотации не учат!

Ответственность формируется с самого раннего детства и растет, только если на ребенка ее возлагать.И ребенок знает и умеет ее нести. Умеет ли ребенок играть не обижая? Осознает ли границы собственной безопасности?

Итак,  как взаимодействовать с ребенком, чтобы сформировалась ответственность и самостоятельность

Все наши взаимодействия с ребенком делим на 3 зоны.

1 — зона ответственности ребенка

2- зона договоренности

3- зона принятия решения взрослым

 

Зона ответственности ребенка —  эта зона самая маленькая

В нее входят действия за которые ребенок несет ответственность. В этой зоне ребенок может принимать решения самостоятельно.

В зависимости от возраста это могут быть дела разной сложности

Их по началу не должно быть много.

 

ВАЖНО!

Если ранее вы не практиковали такой подход, то в эту зону нельзя “нагружать” сразу много дел. И результат не получите, и с ребенком испортите отношения и будете разочарованы.

Пусть будет 2-3 дела. Когда сформируется устойчивая привычка (за 21 день, а записывается

на подкорку и становится частью нашей личности — 90 дней.), потом можно добавлять еще парочку.

Пример действий:

Если ребенок маленький:

— принятие самостоятельных решений — выбрать какого цвета носки оденет в сад, какими игрушками сегодня играет.

— ответственность  — убрать за собой тарелку со стола, сложить игрушки в коробку.

 

Ребенок постарше :

— принятие самостоятельных решений — какую одежду одену, с кем дружу.

— ответственность — убирать за кошкой (при этом время уборки решает сам), мыть посуду после еды
Вначале эта зона самая маленькая, но постепенно она расширяется.

В школе много дел ребенку придется делать самостоятельно! С кем дружить, как играть…
Зона договоренности — она больше.

Тут все обсуждается и решения принимаются вместе.

Например:

Старшие — в какой вуз поступать, могут ли друзья сегодня прийти к нам в гости.

Помладше — могу ли я взять в школу  дорогую игрушку, айпад…

 

Зона принятия решения взрослым — тут 100% ответственность взрослого и решения не обсуждаются, а выполняются))))

Например:

Младшие — отбой в 21-00

Старшие  — в школу мы ходим

Эта зона, пока, будет самая большая, но по мере взросления ребенка эта зона будет уменьшаться, а 2 другие увеличиваться.

 

Каждая зона очень важна!

В каждой ребенок учится важным навыкам для формирования самостоятельности и ответственности

1 зона — учимся ответственности

2 зона  — учимся договариваться

3 зона — учимся подчиняться

Что поместить в каждую зону вы выбираете сами. Это зависит от вашего стиля воспитания, образа

жизни семьи, ваших привычек и устоев.

 

Что для  одной семьи может быть нормой, для вас это будет неприемлемо. Поэтому выбор за вами!

Но очень важно для развития самостоятельности, этот выбор иметь. И ребенку, и взрослому.

Надеюсь, этот подход будет вам полезен и поможет вам в разных воспитательных моментах.

А сегодня я увидела много страхов за своих детей, потому что невозможно отвечать за поведение своего ребенка в школе, если ты не в школе.

Значит, родителям придется учить детей нести ответственность за свое поведение самостоятельно.

Мой рисунок остался на доске второго класса. Интересно, этот рисунок сработал?

 

Да, и еще один вопрос, который пришлось сегодня напомнить родителям, особенно мамам.

Больше 5-6 слов ребенок (и мужчина))) воспринимать не может. Поэтому нотации и не работают.

Самый главный метод воспитания «пауза»!

Задаем вопросы и ждем ответы.

  1. Что будет если тебя ударят?
  2. Что будет если ты ударишь?
  3. Что будет если тебя сильно ударят в висок(живот…)?
  4. Что делать, если ты видишь, что твоего одноклассника бьют?
  5. Что делать если игра переросла в драку?
  6. Что делать если…

Если вы и сами затрудняетесь давать ответы на эти вопросы, то найдите книгу Людмилы Петрановской «Что делать если…» прочитайте ее вместе с ребенком.

Подготовьте его к жизни, к ответственности за жизнь свою и своих близких.

 

 


Нажмите, пожалуйста, на кнопки и порекомендуйте статью друзьям!

Ваш отзыв

  • КНИГА В ПОДАРОК!

    Ссылку на книгу Вы получите на Ваш e-mail адрес

    Никакого спама, гарантируем!

© 2018 - Блог Оксаны Сидоровой